gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Лечение в Непале

Лечение наркомании в Непале

 

 

В 1998 году я впервые отметил удивительный эффект – исчезновение тяги к наркотику – у пациента, больного героиновой зависимостью, который находился со мной в Гималаях. Это был рискованный эксперимент. После неудавшейся попытки самоубийства родители пациента решили отправить сына подальше из Москвы. Я предложил для реабилитации Гималаи, и мой пациент согласился. Из Катманду, столицы королевства Непал, мы перелетели в горы, где и началось наше долгое путешествие. Первое, на что обратил моё внимание пациент, было не только отсутствие у него тяги к наркотику, но и отсутствие мыслей на наркотическую тему вообще. Общее состояние психики было настолько самодостаточным, а настроение приподнятым, что ничего дополнительного ему не хотелось. К концу нашего путешествия я отметил ещё один положительный эффект Гималаев - поведение моего пациента стало более открытым и жизнерадостным.

 

 



Начиная с 1998 года в лечебных экспедициях по Гималаям со мной побывало множество наркоманов. Эффект исчезновения тяги к наркотику я взял за основу метода. Постепенно я добавил к нему набор упражнений, многим из которых более тысячи лет. Это психические и дыхательные упражнения, которые применялись в Тибете, Непале, Индии для лечения психических болезней. Из десятков йогических практик я выбрал пять основных, наиболее подходящих для борьбы с наркоманией. Я также заметил, что эффективность упражнений многократно усиливается, если делать их в специальных местах – так называемых местах силы. В 2000 году я описал свой метод и защитил его патентом РФ как изобретение в области наркологии. Мой метод называется «Сагарматха» по имени высочайшей горы планеты, в районе кооторой и проходит большая часть маршрутов.

 

Лечебная программа начинается так:

 

Прилетев в Непал, мы с пациентами поселяемся в ашраме недалеко от Катманду. Эта местность называется «Холмы Нагарджуны» по имени древнего мистика, получившего просветление в этих местах. Местность представляет собой горы, покрытые тропическим лесом, со множеством горных рек и водопадов. Эти земли - часть королевского природного заповедника. На склоне крутой горы расположен ашрам – поселение, чьи обитатели живут здесь ради духовного совершенствования. Духовные практики представляют собой множество разновидностей медитации. В ашраме есть столовая, домики для проживания, просторный зал для коллективных медитаций и множество мест для уединённых практик. Этот удивительный уголок спрятан от мира и словно находится вне времени и цивилизации. Ашрам – самое удобное место для того, чтобы акклиматизироваться, освоить начала медитации, окунуться в принципиально новый стиль жизни. Первые положительные перемены наступают у пациентов уже здесь. Особо яркий эффект дают наркоманам т.н. активные медитации - медитации, при которых наружу выплёскиваются эмоции - гнев, страсть, радость, плач, смех. Эти практики сопровождаются активными движениями, специальной музыкой, дыхательными техниками. Со стороны такие медитации выглядят как сумасшествие - люди кричат, рыдают, катаются по полу, кто-то смеёётся, кто-то молится... Но это только для непосвящённых. Пациенты-наркоманы, как правило, поначалу ведут себя скованно, присматриваются. Но когда попробуют делать это вместе с остальными или наедине, сразу отмечают положительный эффект. Большинство пациентов-наркоманов любят такие практики и чувствуют себя после них "очищенными", "лёгкими", "бодрыми". Здесь, в ашраме, происходят первые заметные перемены. Пациенты становятся более открытыми и общительными. Несмотря на языковой барьер, налаживается живое эмоциональное общение с обитателями ашрама - непальцами, индусами, саньясинами из Европы, Америки и других стран. Никто не знает о прошлом пациента-наркомана, кроме него и меня. Здесь нет других наркоманов. Ничто вокруг не рождает чувство вины. Ашрам учит наркоманов открывать своё сердце другим людям, миру, богу.

 

Затем мы с пациентами совершаем перелёт в «настоящие» горы – Гималаи. Отсюда мы начинаем плавный подъём вверх в сопровождении носильщиков. Длительность подъёма зависит от состояния здоровья пациента и его способности переносить высоту. За время подъёма мы вырабатываем определённый алгоритм движения – это комбинация определённого темпа ходьбы, частоты и глубины дыхания, количества потребляемой жидкости, режима дня, графика медитаций. Этот алгоритм у каждого человека свой. И лишь следуя строго своему личному алгоритму движения, можно безболезненно путешествовать по горам сколь угодно долго. Выработкой такого алгоритма движения занимались монахи и мистики Тибета, чтобы достигать особого транса в ходьбе. Подобный ходьбовой транс пробуждает скрытые возможности человека и благотворно действует на психику для лечения наркомании. Достигнув определённой экстремальной высоты, так называемого «вертикального предела», мы начинаем наш лечебный маршрут. Лечебный маршрут проходит среди самых высоких гор планеты. Перед глазами пациента раскрываются укрытые облаками пространства, тянущиеся на сотни километров вдаль. Подобная перспектива открывается обычному человеку лишь из иллюминатора самолёта. На «вертикальном пределе» же такие картины – привычная вещь, которая открывается за каждым следующим поворотом тропы. Дойдя до «мест силы», мы останавливаемся там на несколько дней, чтобы практиковать древние способы лечения. Затем отправляемся дальше.
Главным фактором при лечении наркомании здесь является длительное и активное пребывание пациента на уровне его «вертикального предела», а также влияние на организм мест силы и эффект специальных упражнений. На этом этапе происходят весьма заметные перемены в психике пациентов. Приходит спокойствие, умиротворённость, «философский» взгляд на жизнь, смирение перед трудностями – тяжёлой физической нагрузкой, непривычными бытовыми условиями.

 

«Где будет ночевать мой ребёнок и что он будет есть?»

 

этот вопрос задают все родители, отправляющие сына или дочь на реабилитационную программу «Сагарматха». Почти все дома гималайских жителей – шерпов – приспособлены, чтобы принять и накормить путешественников. Поэтому для ночлега нетрудно найти отдельную комнату с кушеткой или топчаном. Правда, спать с точки зрения гигиены, лучше всего в собственном спальном мешке. Хозяева ночлега приготовят практическии любое блюдо из тех продуктов, что есть в горах. Как правило это жареный или варёный рис с овощами, мясом, сыром. Это блюда из яиц, говядины, курицы, ячьего мяса, всевозможные изделия из теста, местные пельмени момо, блины, чай, кофе, молоко. Ночлег и питание в Гималаях не являются проблемой.

 

А выдержит ли наркоман горную нагрузку?

 

Заоблачные высоты Гималайских гор переносятся людьми по-разному. Так в 2001 году пациент Е. смог подняться лишь до высоты 3500 метров над уровнем моря. Попытки подняться выше вызывали у него носовое кровотечение, нарушение координации и рвоту. Учитывая особенности организма Е., я сформировал для него новый маршрут, подходящий его физическим возможностям. Похожая ситуация сложилась и с пациентом А. в том же 2001 году. «Вертикальный предел» для этого пациента находился значительно ниже, чем для остальных пациентов. Но это не значило, что высота не оказала на них лечебного действия. Просто их «вертикальный предел» находился ниже, чем у других пациентов. И основной лечебный маршрут поэтому проходил по другим высотам, сохраняя положительное воздействие на психику.

 

За девять лет существования программы «Сагарматха» в ней участвовали не только больные с героиновой зависимостью. В программе участвовали также пациенты с пристрастием к амфетаминам и один пациент с психическим заболеванием. Успокаивающее действие на психику помогло справиться с наркотиками и этим пациентам.

 

Сколько длится программа?

 

Оптимальный срок для пребывания больного в Гималаях вместе с врачом – один, полтора месяца. Через месяц врач и пациент начинают уставать друг от друга. А эффект психологического «отрыва» от наркотика за это время успевает произойти. В большинстве случаев по прошествии месяца-полутора мы с пациентом вдвоём возвращаемся домой. Иногда пациент хочет остаться в Непале на более длительный срок. В этом случае я помогаю обеспечить пациенту проживание и дальнейшую реабилитационную программу. Проживание возможно в ашраме, где пациент вместе с другими обитателями будет осваивать йогические практики. В этом случае за пациентом наблюдает мой ассистент. Можно обеспечить и проживание высоко в горах.
Возможно обсуждение любых других индивидуальных особенностей реабилитации по лечению наркомании.

 

Продолжение реабилитации.

 

Некоторые пациенты по прошествии двух-трёх месяцев высказывают желание продолжить реабилитацию. Пятеро из моих пациентов, побывавших в Непале, поехали со мной позже в Южную Америку. Реабилитационная программа в Южной Америке проходит иначе и имеет свои особенности. Она носит название «Обитель света».

 

Как «действуют» Гималаи?

 

В течение трёх лет я брал пробы крови у своих пациентов, когда они находились в горах. Кровь бралась в моменты наивысшей физической нагрузки и в местах силы после глубокой медитации.
Из-за технических сложностей (сохранение и транспортировка замороженной плазмы из Непала в Москву) не удалось набрать достаточно информации для большой научной работы. Однако, некоторые выводы сделать, всё-таки, удалось.
Во-первых, на местах силы в крови обнаруживалось повышенное количество эндорфинов. Это говорит о том, что пребывание в таких местах вызывает подъём настроения, эйфорию без использования наркотиков.
Во-вторых, в местах силы и вообще на большой высоте было отмечено повышение норадреналина в крови. Функцию норадреналина связывают в нейропсихологии со способностью к обучению. Значит, можно предположить, что пребывание в местах силы и на высоте усиливает способность к обучению, обостряет восприимчивость мозга к новой информации.
Подробнее о психологических и физиологических аспектах работы мозга в горах в статье «Влияние гор на психику».

 

Связь.

 

На протяжении всего пребывания в Гималаях пациент может поддерживать связь с родителями. Связь осуществляется по интернету, интернет-телефону в городах и в ашраме. В горах возможна связь по спутниковому телефону. Однако многолетний опыт показывает, что количество контактов с «большой землёй» следует максимально сократить. Тогда психологический отрыв от прежней среды происходит быстрее.

 

Визы, билеты.

 

Виза для пребывания в Непале на срок до шести месяцев покупается прямо в аэропорту Трибхуван (Катманду). Требуется две цветные фотографии.
Авиабилеты Москва-Катманду-Москва я бронирую и выкупаю после предварительного согласия на поездку.

 
 

Прививки.

 

Специальные прививки не требуются. Достаточно соблюдения правил личной гигиены.

cialis usdt tether